Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Электронный научно-исследовательский журнал "ARTE" – периодическое издание открытого доступа, ориентированное на широкую профессиональную аудиторию и представляющее результаты актуальных исследований в области искусствоведения, культурологии и смежных с ними направлениях гуманитарного знания.

На страницах журнала публикуются оригинальные исследования, тематические аналитические обзоры, рецензии, краткие сообщения (дискуссии и обсуждения, заметки, обзоры мероприятий). Мы стремимся развивать принцип междисциплинарного подхода, чтобы наши читатели были в курсе современных научных достижений в сфере искусства и культуры.

Журнал «ARTE» выходит ежеквартально (март, июнь, сентябрь, декабрь).

Формат А4

К публикации принимаются статьи по специальностям:

  • 17.00.02 – Музыкальное искусство
  • 17.00.04 – Изобразительное и декоративно-прикладное творчество
  • 17.00.05 – Хореографическое искусство
  • 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн
  • 24.00.01 – Теория и история культуры

Условия публикации – бесплатно.

Журнал индексируется в системах: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ); Академия Google (Google Scholar)

Распространение – Российская Федерация, зарубежные страны.

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 08 июля 2019 года (Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-76191 — сетевое издание), возрастное ограничение 12+.

Текущий выпуск

№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 

5-11 26
Аннотация

В данной статье представлены поиски ответа  на  вопрос  «что  такое  искусство?»  в  изменившихся условиях современности. Автор не ставит целью разработать  модернизированное  определение  столь многозначного  понятия  как  искусство,  но  вместе  с тем актуальность  переосмысления  и  уточнения  отдельных дефиниций  очевидна.  На  современных  экспозициях многие объекты и проекты, позиционирующие себя как произведения искусства, вызывают массу противоречий у зрителей  и критиков.  Найти  маркеры,  позволяющие отделить  подлинные  произведения  от  «разнообразных  видов  околоискусства»  (Ю.М.  Лотман)  –  сложная и злободневная задача. Первоначально автором рассматриваются  этапы  сложения  понятия  «искусство»  и его функции,  проверенные  временем,  кратко  раскрывается значимость  главнейших  функций  (эстетическая,  познавательно-эвристическая, коммуникативная, воспитательная и др.). Далее отмечается, что такие основополагающие  критерии  как  эстетические  качества  и искусность, профессионализм  исполнения  произведения  в XX–XXI веках  во  многих  художественных  практиках  потеряли свою значимость. Право называться искусством получила почти любая деятельность, направленная на создание проектов, не несущих функциональной нагрузки. Однако искусство есть образное освоение действительности, поэтому,  используя  новые  материалы  и пытаясь  насытить свое творение актуальными смыслами, современный художник только тогда останется в сфере искусства, когда его произведение будет обладать глубокой художественной образностью. В традиционном пути развития искусства  доминирует  чувственный,  эстетический  материал создания художественного образа, в постмодернистских направлениях – контексты и ассоциации. В заключении подчеркивается  необходимость  ответственности  искусства перед обществом и общества перед искусством.

ИСКУССТВО И ЛИЧНОСТЬ 

13-25 18
Аннотация

В статье впервые в отечественном музыкознании  приводится  полный  репертуарный  список выдающегося  российского  певца,  народного  артиста России Дмитрия Хворостовского, составленный на основе анализа концертных записей и CD с записями певца. Вокальное  наследие  представлено  русской  музыкой (арии  из  опер,  романсы  и  вокальные  циклы  русских композиторов,  народные  песни,  духовная  музыка), западноевропейской (арии из опер, романсы и вокальные  циклы)  и современной  (песни  советских  авторов, песни военных лет, альбом «Дежавю»). Каждый раздел списка  предваряется  краткой  аналитической  справкой, рассматривающей  место  жанра  в  творчестве  певца и причины обращения к нему. В качестве материала привлекаются цитаты из книг о жизни и творчестве Дмитрия Хворостовского,  опубликованных  за  последние  годы, видеофильмы и многочисленные интервью, данные «сибирским Шаляпиным» на протяжении жизни различным средствам массовой информации.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ 

27-38 15
Аннотация

В данной  статье  рассматривается  широкий круг вопросов, связанных с темой преемственности в музыке. Автор работы на примере фортепианного наследия  предпринимает  попытку  связать  целый  ряд разножанровых  сочинений  композиторов  разных  эпох и стилей,  демонстрирующих  неожиданные,  порой,  уникальные  явления  так  называемого  «прямого  диалога» далеко отстоящих один от другого периодов в истории мировой  музыкальной  культуры.  Этот  феномен  –  «воспоминания  о будущем»  или  “vice  versa”  –  представляется  чрезвычайно  важным  для  осмысления,  ибо  дает возможность  проследить  истоки  сходных  творческих идей  и  художественных  открытий  в  разных  аспектах композиторского письма, что, в свою очередь, позволяет уточнить  роль  и  значение  ряда  творческих  потенций и новаций крупных фигур в истории музыки.

39-46 13
Аннотация

В  данной  статье  представлено  творчество французского композитора ХХ века Жака Ибера для флейты. Он примыкает к кругу композиторов группы «Шести», и в его произведениях прослеживаются черты урбанизма. Но в то же время особенностью творчества Ибера является синтез разных художественных направлений  первой  половины  ХХ  века,  таких  как  импрессионизм  и  неоклассицизм.  Выявление  этой  стилевой специфики  творчества  композитора  является  целью исследования.  Данная  тема  еще  не  получила  освещения  в научной  литературе,  которой  на  русском  языке о Ж. Ибере существует очень ограниченное количество, в основном  в жанрах  малой  формы,  либо  упоминается в общих работах о композиторах группы «Шести». Проведенное исследование показало, что выявленные черты различных  направлений,  представленных  в творчестве Ибера,  составляют  единое  целое,  органичный  сплав, который отличается ярким индивидуальным характером, неповторимым стилем, свойственным именно творчеству этого композитора.

47-53 15
Аннотация

Статья  посвящена  особенностям  авторской  техники  tintinnabuli  современного  эстонского композитора  Арво  Пярта,  которая  рассматривается  на примере  сочинения ”Tabula  rasa”.  Авторы  привлекают внимание  к названию  произведения,  подчеркивая  его метафорический смысл. В статье также рассматриваются теоретические аспекты техники tintinnabuli с опорой на исследования  зарубежных  ученых.  Помимо  принятых терминов Hauptstimme и Tintinnabuli-Stimme, вносится и авторское  теоретическое  понятие ”Haupt-Tema”,  дополняющее аналитический терминологический аппарат. Отмечается  генезис  техники  tintinnabuli  Пярта,  вырастающей  из  традиций  колокольного  звона,  связанного с  церковными  ритуалами.  Подробно  анализируются структурные  особенности ”Tabula  rasa”,  получающие наглядное  подтверждение  в таблице,  а также  претворение  композиционных  принципов  Tintinabuli-техники в  каждой  из  двух  частей.  Подчеркивается  значение тембровой и динамической составляющих оркестровой партитуры.

54-66 15
Аннотация

В  статье  впервые  рассмотрены характерные  особенности  симфонических  произведений  русских  композиторов  XIX  века,  основанных  на народных  темах.  В  этих  опусах  получила  отражение эпическая  картина  мира,  и  потому  тип  симфонизма, посредством  которого  воплощено  музыкальное  содержание  рассматриваемых  сочинений,  можно  определить как  жанрово-эпический.  Важнейшими  особенностями эпической  картины  мира,  претворёнными  в  музыке русских композиторов, являются объективный характер образов, обусловленный темами, выступающими в качестве знаков «внешней реальности», а также реализация принципа  многообразия  в  единстве.  В  статье  рассматриваются  сочинения  разных  жанров,  обладающие сходством  принципов  развития  материала,  формообразования  и музыкальной  драматургии.  Традиция  жанрово-эпического  симфонизма  в русской  музыке  XIX века имеет  определенную  динамику,  достигая  кульминации в  шестидесятые  годы.  Затем  интерес  композиторов к этой области симфонической музыки заметно снижается. Одновременно в рассматриваемой области симфонической музыки происходит переакцентировка жанровых разновидностей  одночастных  произведений.  Так,  жанр увертюры, явно доминировавший поначалу, постепенно вытесняется  жанрами,  более  свободными  по  формообразованию,  нежели  увертюра  (сначала  фантазией, а затем – каприччио). Исчерпав себя в девяностые годы XIX века, традиция жанрово-эпического симфонизма как бы прорастает в иные области русской симфонической музыки (симфонии, сюиты и музыкальной картины).

67-74 9
Аннотация

В статье  впервые  анализируются  сочинения о космосе современного томского композитора Валерия  Ермошкина.  Будучи  дирижером  и аранжиров-щиком  по  основной  многолетней  деятельности,  музыкант  проявляет  дар  композитора  в  инструментальной и  театральной  музыке.  Актуальность  статьи  связана с недавней  юбилейной  датой  –  60-летней  годовщиной первого  полета  человека  в космос.  Парадоксально,  но это знаменательное для человечества событие до сих пор не получило своего музыкального воплощения. В статье интерпретируется образное содержание произведений, проводятся  аналогии  музыкальных  портретов  героев космоса  с представлениями  о них  композитора.  Автор сюит  стремится  раскрыть  движения  их  души,  а также передать  мечты  обычных  людей.  В анализируемых  сочинениях  Валерия  Ермошкина  не  присутствуют  особые патетика и пафос, в то же время предназначенные для исполнения  камерным  оркестром  сюиты  оказывают  на слушателей более сильное впечатление.

ПОЭТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО И ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА 

76-81 9
Аннотация

Предпосылками для написания статьи стали  особенности  существования  и  развития  театра в арабском  мире  в целом  и в Палестине,  в частности. Целью  исследования  является  выявление  основной проблематики,  прежде  всего,  сценографии  региона и обозначение возможных векторов решения проблем. При обзоре ситуации используются методы обобщения исторических  данных  о  новейшей  истории  создания театральных трупп в регионе и их развитие на примере существования  театра  «Дни  театра»  в  секторе  Газа (Палестина).  Анализируется  постановка  спектакля  по мотивам традиционной арабской поэзии «Камень солнца, или Феникс» труппой фонда. Выявляются основные современные  черты  молодого  палестинского  театра и сценографии.  Результаты  и основные  выводы  отмечают  значение  семантического  образа  спектакля  через анализ его отдельных частей. Также анализируются сцеография,  цветовой  строй  и музыкальное  сопровождение.  Данный  регион  крайне  редко  попадает  в область научного интереса исследователей в связи с историческими,  политическими  и религиозными  особенностями развития.  Потому  любой  новый  аспект  рассмотрения проблемы является важным и способствует дальнейшему раскрытию особенностей культуры региона.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 

83-87 9
Аннотация

Статья  посвящена  деятельности  по музыкальному образованию западно-христианских церковных школ в новой истории Китая (1840–1949). В последние десятилетия отмечается значительная активизация исследовательского интереса к системе китайского музыкального образования, но мало внимания уделяется влиянию церковных школ на ее формирование. Однако сегодня в системе музыкального образования Китая западная классическая музыка переживает колоссальный расцвет  и  занимает  доминирующее  положение.  Для китайцев  первое  знакомство  с западной  музыкальной культурой  и  образованием  произошло  в  церковных школах. Цель статьи – выявление роли церковной школы в становлении системы китайского музыкального образования.  В  данной  статье  при  помощи  исторического метода исследования анализируются особенности церковных  школ  и содержание  их  системы  музыкального образования. Создание большого числа церковных школ оказало неоценимое влияние на развитие современной китайской  просветительской  системы.  Привлечение внимания  к роли  церковных  школ  в создании  системы китайского  музыкального  образования  поможет  познанию  самобытных  тенденций  в развитии  китайского музыкального  образования,  заполнит  одну  из  лакун в отечественных  представлениях  об  истории  мирового музыкального образования.

88-95 16
Аннотация

В  настоящей  статье  представлен обзор  деятельности  Оперной  студии  Новосибирской государственной  консерватории  имени  М.И.  Глинки. Обозначены характерные особенности в работе кафедры музыкального  театра,  а также  ключевые  фигуры,  своим творчеством определявшие вектор развития и события. Несколько  подробнее  охарактеризована  творческая личность  заслуженного  деятеля  искусств  РФ,  бывшей заведующей кафедрой музыкального театра, профессора Э.И. Титковой, её педагогические и режиссёрские принципы в период работы со студентам-вокалистами в Оперной  студии.  Автором  –  бывшим  студентом  вокального факультета,  а ныне  старшим  преподавателем  кафедры сольного  пения  –  изложены  собственные  наблюдения и сквозь призму личного опыта предпринята попытка осмысления учебно-творческого процесса в историческом аспекте. В выводах обобщается информация и высказываются предположения о наличии генеральных методических и художественных тенденций в развитии Оперной студии на кафедре музыкального театра Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

96-104 27
Аннотация

Статья посвящена анализу специального  авторского  проекта  кафедры  оркестровых  струнных инструментов  Сибирского  государственного  института искусств  имени  Д.  Хворостовского  –  Красноярской струнной  творческой  школы  (КСТШ),  гармонично  соединяющей  в  себе  высокие  академические  традиции и  новейшие  актуальные  тенденции  отечественного профессионального образования. Опираясь на краеведческий материал и основываясь на принципе историзма, в работе рассматривается предшествующая деятельность кафедры,  ставшая  фундаментом  для  рождения  КСТШ. Используя элементы системного и культурологического подходов,  осмысляется  роль,  значение  и перспективы этого проекта, получившего в 2021 году статус Федеральной  инновационной  площадки,  в  Восточно-Сибирском регионе. Особо подчёркиваются интеграционные функции КСТШ как форпоста струнно-смычкового образования Восточной Сибири.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

106-113 17
Аннотация

В статье  рассмотрен  процесс  формирования этнографического мотива в произведении изобразительного искусства на примере работы «Осуохкай» Евгения  и  Юлии  Поротовых.  В  основе  исследования находится  семиотический  анализ  языка  изобразительного  искусства,  который  позволяет  проследить  этапы становления отдельного мотива в произведении и сопоставить  особенности  формирования  этнографического мотива  и  художественного  образа.  Художественный образ и этнографический мотив сосуществуют не только  в общем  идейном  ключе,  но  и слагаются  из  единых знаков.  В  данной  работе  представлен  анализ  знаков художественного  языка  и особенности  трансформации их  значений  в процессе  становления  художественного образа.  Такое  сопоставление  дает  возможность  сказать,  что  для  художественного  образа  произведения изобразительного  искусства  большее  значение  имеют заключенные в его знаках общечеловеческие ценности, а знаки,  слагающие  этнографический  мотив,  способны прибавить  к  общечеловеческому  весь  многовековой опыт определенной культуры.

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ 

115-120 7
Аннотация

В  данной  статье  рассматривается многоуровневый  комплекс  вопросов  технологической работы  над  оркестровой  партитурой  в  дирижерской практике. Производится теоретический разбор основных этапов – от первоначального знакомства с сочинением и анализа его аспектов до завершающего репетиционного  процесса,  всесторонне  анализируется  практическое применение  и профессиональное  значение  выработанных и успешно апробированных на практике различных методов и подходов в период подготовительной работы дирижера  над  оркестровой  партитурой.  Определяется роль  самостоятельных,  теоретических  и  практических занятий, играющих важную роль в работе с партитурой, определяющих  дальнейший  репетиционный  процесс с оркестром.

121-127 25
Аннотация

В данной статье представлены наблюдения,  касающиеся  духового  инструмента  ухэр-бурэ (тиб.  дунчен).  Характеристика  ухэр-бурэ  содержит комплексную информацию о способе его изготовления, особенностях конструкции и тембровой специфике, сфере применения, приемах игры, символическом значении. Особое  внимание  в  работе  уделяется  рассмотрению этого инструмента в связи с буддийской мистерией Цам, запечатленной в 1928 году на кинопленку в фильме отечественного режиссера Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана».

128-133 13
Аннотация

В данной статье освещаются основные вехи  творческой  биографии  выдающегося  музыканта-виртуоза  с мировым  именем  Сьюзан  Нигро,  открывшей  совершенно  новую  страницу  в  истории  современного  исполнительства  на  контрафаготе.  Во  многом благодаря ей контрафагот получил во второй половине XX века почетный статус сольного инструмента, для которого  на  сегодняшний  день  композиторами  разных стран  написаны  десятки  оригинальных  разножанровых сочинений (концерты, рапсодии, сюиты, пьесы и т. д.). В ходе исследования делаются выводы о том, что Сьюзан Нигро внесла весомый вклад в популяризацию сольного исполнительства  и  развитие  контрафаготового  искусства.  Предполагается,  что  материалы  работы  позволят сформировать более полное представление о контрафаготе и его роли в современной музыкальной практике.

134-140 44
Аннотация

Данная  статья  посвящена  технологии динамического  фотопортрета.  Постановка  проблемы связана с разбором методики осуществления цифровой фотосъемки с позиций теории квантовой физики. Внимание автора работы сосредоточено на функции фотографа как наблюдателя и его воздействии на результат фотофиксации живой реальности. В статье апробируется  теория  динамического  портрета  в переносе  на  процесс  фотосъемки.  Автором  исследования  разбираются четыре  основных  способа  работы  над  динамическим фотопортретом.  Сам  творческий  процесс  создания  динамического фотопортрета рассматривается на примере фотосопровождения I Всероссийского форума духового искусства  «Енисейские  фанфары»  (г.  Красноярск,  декабрь, 2020 год). Также автор показывает возможности расширения  техники  динамического  фотопортрета  посредством экспериментов с явлением дополненной реальности через QR-код, сопровождающий фотоработы.

СОБЫТИЯ, ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ 

142-149 14
Аннотация

Статья  посвящена  одному  из  масштабных  музыкальных  форумов  Сибири  –  фестивалю «Весенние  хоровые  капеллы»,  который  традиционно проходит  в  Красноярске,  начиная  с  1997  года.  В  ней рассматривается  исторический  аспект  возникновения проекта, в котором главную организующую роль на себя взяла и по сей день несет кафедра хорового дирижирования Сибирского государственного института искусств имени  Дмитрия  Хворостовского.  Авторы  статьи  дают анализ всех составляющих полномасштабного события, в котором заложены важные художественные установки и принципы. По их мнению, возрождение и сохранение хоровых традиций в Сибири и России, исполнение крупных  вокально-симфонических  и  хоровых  сочинений большими  сводными  составами,  приобщение  детской аудитории  к хоровому  пению,  стремление  к совершенствованию  профессионального  уровня  хоровых  коллективов Красноярска и края, установление творческих контактов с лидерами хорового движения в России и за рубежом  –  это  важнейшие  основополагающие  аспекты красноярского  фестивального  движения.  Важно  отметить, что наряду с концертными выступлениями хоровых коллективов в рамках фестиваля раз в три года проходит конкурс хоровых дирижеров, проводятся научно-практические конференции, мастер-классы и лекции ведущих мастеров хорового искусства. Авторами отмечается значимость хорового движения в развитии культуры России и, безусловно, фестиваль «Весенние хоровые капеллы» сформировал  устойчивый  интерес  к  хоровой  музыке в Красноярске  и придал  новое  направление  развитию музыкальной культуры Красноярского края.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.